Лондонское метро

Лондон — первое метро в мире

Лондонское метро — уникальный объект подземного строительства. Будучи первым метрополитеном в мире, он удерживает лидерские позиции и с точки зрения развития.

Население Лондона (февраль 2015 год): 8,63 млн. человек

Пассажиропоток (2013 год): 1260 млн.человек

Общая протяженность линий: 402 км

Число станций: 270

Дата открытия: 10 января 1863

Помимо этого метрополитен Лондона еще и успешных коммерческий проект, логотип которого является одним из самых продаваемых символов города. Рекламная кампания лондонского метрополитена сделала этот бренд прибыльным и узнаваемым во всем мире.

Сейчас лондонская «Труба», как ее прозвали жители Лондона из-за формы тоннелей, это 402 км путей, 270 станций и 4,8 миллиона перевозимых пассажиров в день.

За 20 лет до начала истории метрополитена сэр Марк Брунель и его знаменитый сын Изамбард построили тоннель под Темзой первый в мире.

Способ, который они использовали, был очень близок к тому, которым копали угольные шахты. При этом капитальный ремонт тоннеля потребовался лишь в 90-х годах 20-го века, то есть только спустя 100 лет.

Изначально тоннель предназначался для гужевого транспорта, но с конца 19-го века он служит для прохода поездов.

История лондонского метрополитена началась 9 января 1863 года (хронология строительства метро в Лондоне) между Паддингтоном и Фаррингтон-стрит прошел первый поезд. Чтобы построить этот участок, использовался метод открытого строительства тоннелей. Улицы вдоль пути метрополитена раскапывали, строили кирпичный тоннель и затем возвращали уличное покрытие на место.

К Рождеству 1868 компания Metropolitan District открыла линию между Вестминстером и Южным Кенгсинтоном (сейчас это часть линий District и Circle). С этого момента строительство уже не останавливалось, а инженеры искали все новые решения и возможности для расширения и развития метрополитена. В 1869 первые поезда прошли по тоннелю под Темзой. 1890 год ознаменовался электрификацией первых линий метро. Спустя 12 лет состоялось основание Подземной электрической железнодорожной компании Лондона (известной как Underground Group).

В 1905 электрифицированы линии District и Circle, а через год открылись такие станции как Baker Street и Waterloo Railway, которые в данный момент функционируют как крупные пересадочные узлы современного лондонского метрополитена.

А вот известное теперь на весь мир название Underground и знаменитый логотип Лондонского метрополитена впервые появляются на станциях только в 1908 году.

Первый эскалатор установлен в 1911 году на станции Earl’s Court.

В годы Второй мировой войны «Труба» служит убежищем во время налетов. Часть линии Piccadilly от станции Holborn до Aldwych была закрыта и использовалась для хранения экспонатов Британского музея.

После войны происходит реорганизация метрополитена, обновление и усовершенствование до 1975 года происходит полная замена подвижного состава, окончательно исчезают паровозы, существенно расширяются уже имеющиеся линии.

В 1977 Королева открывает станцию метро Heathrow Central, благодаря которой 3 из 5 терминалов крупнейшего аэропорта Европы связаны с центром Лондона линией Piccadilly. К 2008 году все терминалы аэропорта были «подключены» к метро.

Лондонский метрополитен продолжает активно развиваться, постоянно открываются новые станции, продлеваются старые линии, вводятся новые (подробно о развитии метрополитенов мира).

В 2003 году широкой общественности представляют проездную карточку Oyster, которая существенно упрощает систему оплаты проезда.

В результате произведенной реорганизации метрополитен стал частью Tfl (Транспорт Лондона) корпорации, являющейся функциональным подразделением администрации Большого Лондона, которая была создана в 2000 году для управления транспортной системой Лондона, включая координацию работы общественного транспорта, содержание главных дорог и светофоров.

В 2011 число пассажиров превысило 1,1 млрд в год. Власти Лондона посчитали необходимой реализацию одного из наиболее масштабных проектов в Европе – транспортной системы Crossrail, которая соединит исторический центр города с деловыми районами. Она увеличит пассажиропоток и пропускную способность железнодорожных линий Лондона в среднем на 10% (читать об этом).

По материалам официального сайта tfl.gov.uk

количество километров, которое проходит каждый поезд метрополитена Лондона в год – 184 269 км;

общее количество перевозимых в год пассажиров – 1 107 000 000;

средняя скорость движения поезда 33 км/ч;

длина путей сети метрополитена 402км;

45% путей находятся в тоннелях, остальная часть выходит на поверхность;

самый длинный тоннель East Finchley-Morden (через Bank) – 27,8 км;

общее число эскалаторов – 426;

самое большое число эскалаторов на станции – 23 на станции Waterloo;

самый длинный эскалатор – 60 м на станции Angel, вертикальный подъем 27,5 м;

самый короткий эскалатор – на станции Stratford, вертикаль 4,1 м;

общее количество лифтов – 164;

самая глубокая шахта лифта – 55,2 м на станции Hampstead;

самая неглубокая шахта – 2,3 м на станции King’s Cross;

общее количество рабочих станций – 270;

общее количество эксплуатируемых станций – 260;

количество сотрудников – приблизительно 19000;

наибольшее количество платформ на станции – 10 на Baker Street;

самая оживленная станция – во время утреннего часа-пик Waterloo, пропускающая на вход в это время 57000 человек (каждый год через станцию проходит 82 миллиона пассажиров);

название Underground впервые появилось на станциях в 1908 году;

прозвище Tube («Труба») появилось в 1890 году, когда была открыта первая линия глубокого заложения;

знаменитый логотип ‘the roundel’ (красный круг, перечеркнутый горизонтальной синей линией) появился в 1908 году.

  • 23.02.2018 — 24.02.2018

© 2012–2017 Интернет-портал «Подземный эксперт». Свидетельство Роскомнадзора РФ ЭЛ № ФС 77-64658 от 22 января 2016 года.

Лондонский метрополитен

Вот уже полтора века метро, перевозящее за день до нескольких миллионов человек в различные точки города, минуя пробки, воспринимается нами как неотъемлемая часть жизни в любом мегаполисе. И это не только самый эффективный способ транспортной разгрузки улиц городов-миллионников, метро сегодня — составляющая поп-культуры: под землей устраиваются выставки, снимаются кинофильмы, а некоторые станции стали самостоятельными произведениями искусства, посмотреть на которые приезжают туристы из других стран.

Но в середине XIX века, когда все только начиналось, городские дороги разительно отличались от современных: не было ни автобусов, ни троллейбусов, ни автомобилей, движение были медленным, а общественным транспортом в основном служили экипажи и конки. Так зачем же в неспешном XIX веке понадобилось такое затратное сооружение, как подземная железная дорога?

В Англии, родине первого метро, была развитая сеть железных дорог: со столичных вокзалов можно было попасть почти в любую точку страны. Но при этом общественный транспорт в самом Лондоне оставлял желать лучшего: основным средством передвижения были медленные конки и экипажи, добираться с одного вокзала на другой было неудобно, да и железнодорожные маршруты, доставлявшие пассажиров в Лондон, не доходили до главного делового и торгового центра. Кроме того, постоянно растущее население требовало усовершенствования общественного транспорта: каждое утро из пригородов в столицу стекались тысячи людей — рабочих и служащих, спешащих скорее добраться до своих рабочих мест. По вечерам этот людской поток устремлялся в обратном направлении. Вопрос об удобном общественном транспорте стал очень остро.

Надо скачать, что в описываемое время в Англии каждый год открывалось несколько новых железнодорожных маршрутов, поэтому идея пустить поезд под землей современником не показалась такой уж абсурдной. Тем более, что надежность и удобство поземного транспортного сообщения доказал открытый в 1843 году тоннель под Темзой. История его создания следующая.

Оглянувшись в прошлое, отметим, что отправной точкой в истории строительства метро стал изобретенный в 1814 году английским инженером Марком Брюнелем тоннелепроходческий щит — впоследствии наиболее эффективное средство метростроения во всём мире. Эту идею Брюнелю «подсказал» морской моллюск-древоточец, способный при помощи своей раковины бурить отверстия в обломках затонувших кораблей. В патенте, выданном Брюнелю в 1818 году, была механическая копия такого червя для бурения тоннелей со сборной тюбинговой отделкой, размещённой по спирали. Это и был прообраз будущих механизированных щитов.

В 1814 году российский император Александр I в качестве победителя Наполеона был с почётом принят в Лондоне. Там русскому самодержцу представили наиболее выдающихся деятелей Англии, в числе которых был член Лондонского королевского общества Марк Брюнель. В результате этой встречи с англичанином был заключен контракт на проектирование шоссейной переправы через Неву в Петербурге. Начатую в 1814 г. работу он передал российским заказчикам в начале 20-х годов в двух вариантах: мостовом и тоннельном. К сожалению, гениальное изобретение английского инженера не удалось воплотить в жизнь на российской земле: лишившись поддержки скончавшегося императора, Брюнель переработал чертежи применительно к Темзе. Именно этот тоннель и продемонстрировал современникам удобство и надежность подземного сообщения.

Строительство тоннеля, 1830 г. Строительство тоннеля было начато в 1825 году, а открытие для публики состоялось 25 марта 1843 года. В ходе работ случались аварии, тоннель затапливало и гибли люди, из-за проблем с финансами работы несколько раз останавливались.

Тоннель Брюнеля, находящийся на глубине 23 метра от поверхности воды, имел поперечное сечение 6 на 11 метров и длину 396 метров.

До 1869 года тоннель использовался как пешеходный, но в 1869 при продлении первого участка метро, там были пущены поезда. Так в лондонском метрополитене появился самый старый участок, который был построен до его пуска.

Тоннель в наши дни.

Метро в нашем современном представлении было придумано лондонцем Чарльзом Пирсоном, который в 1846 году представил свой проект Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. Через несколько лет, в 1853 году, была создана компания North Metropolitan Railway Co, которая со значительным опозданием, вызванным денежными затруднениями, прорыла первый тоннель на Истон Сквер в январе 1860 года.

Чарльз Пирсон не дожил до открытия метрополитена, он умер в январе 1862 года.

Строительство метрополитена в Лондоне.

Первая в мире линия метро, соединявшая Фаррингдон-стрит и Паддингтон, была введена в эксплуатацию 10 января 1863 года. На ее открытие собрался чуть ли не весь город. В то далекое время в составе поезда было всего четыре вагона с газовым освещением, которое, однако, если верить «Дейли Телеграф», было настолько ярким, что без труда можно было читать газету. Вагоны тянул локомотив, работающий на коксе (угле), наполняя туннель дымом и паром (на электрическую паровая тяга была заменена почти через 30 лет — в 1890 году).

Лондонское метро было единственной в мире паровой подземкой и стало первой электрифицированной подземной железной дорогой.

Первая линия, длиною около 3,5 км, состояла из семи станций, но это незначительное по современным меркам расстояние поезд преодолевал за 33 минуты.

Удобство подземного железнодорожного транспорта превзошло все ожидания: в первый день работы 6 составов по 4 вагона, отправляясь через каждые четверть часа, совершили в общем итоге 120 поездок в обе стороны, перевезя 30 тысяч пассажиров.

Наибольшую выгоду от подземки получили низко оплачиваемые неквалифицированные работники, которые имели право на использование специальных дешевых поездов до 6 часов утра. Журналист Генри Мэйхью брал интервью у некоторых таких пассажиров в 1865 году и первым объяснил, что «этот подземный способ передвижения всегда поражал нас как место, полное кокни». Все бедняки, с кем он говорил, выражали энтузиазм по поводу того, что метро позволило им жить дальше — в более дешевых домах, избавив от необходимости ежедневно преодолевать пешком многие мили до работы.

Один из первых паровозов лондонского метро, тип А-4-4-0, работал с 1866 по 1902 гг.

В том же 1863 году было принято решение о строительстве в Лондоне кольцевой линии протяжённостью 30 км. Открытая 1 октября 1868 года, она пересекалась с первой веткой на станции «Сауф Кенсингтон», так что впервые появил ась возможность пересесть с одной подз емной трассы на другую.

Станция метро West Brompton, 1876 год.

Первой электрифицированной веткой метро была лондонская линия Сити Сауф, открытая официально 4 ноября 1890 года, когда принц Уэльский впервые совершил подземное путешествие от станции «Кинг Уильям Стрит» до станции «Овал».

К слову, использование электричества было не единственным революционным шагом в развитии метрополитена. Еще одним новшеством стало появление в 1911 году эскалаторов, решивших проблему значительных очередей у входа в метро и заменивших собой менее удобные и просторные лифты.

Первый в мире эскалатор появился тоже в Лондоне.

Рекламный плакат Лондонского метрополитена, 1905 год.

Не сразу появилась и привычная нам разноцветная схема метрополитена. И так же, как и само метро, своим появлением она обязана англичанам.

До начала прошлого века линии лондонского метро строились различными компаниями, каждая из которых, естественно, стремилась разрекламировать именно свои услуги. Разобраться в разрозненной информации о линиях, размещенной на различных текстовых листовках, пассажирам было подчас весьма затруднительно.

Схема Лондонского метрополитена 1889 год.

Выходом из сложившегося положения стала публикации в 1908 году схемы, созданной Альбертом Стенлеем, которая объединила все 8 линий лондонского метро в единую сеть. Для удобства использования схемы каждая линия была обозначена собственным цветом. Надо отметить, что первая схема метро пользовалась просто колоссальным спросом: только за первый год было продано 6 миллионов ее экземпляров.

Схема Лондонского метрополитена 1908 год.

Схема Лондонского метрополитена 1926 год.

Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868. Он был надземным, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными. А в начале ХХ века собственными подземками уже могли похвастаться Будапешт (открыта в 1896 г.), Париж (1900), Берлин (1902), Токио (1925).

В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. Позже на территории Советского Союза метрополитены были открыты также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).

Подземка в Лондоне: история и особенности Лондонского метрополитена

Одной из достопримечательностей Англии по праву можно назвать метро Лондона. Как бы не упрекали сами жители Лондона свою немного устаревшую подземку, она до сих пор считается чудом инженерной мысли. Метро Лондона считается одним из старейших, полезных и достаточно запутанных в мире.

Разберемся, чем же знаменито метро в Лондоне, какова его богатейшая история, как не запутаться в его многочисленных линиях и станциях, а также в том, сколько стоит проезд в подземных лабиринтах Лондона.

Первые станции метро в столице Англии приняли пассажиров уже в 1863 году. История его создания начинается с имени Чарльза Пирсона, который хоть и не дожил до этого момента, но приложил немало усилий, чтобы открытие состоялось.

Тогда открылась одна линия метро всего с 7 станциями. Сначала поезда в нем ходили на паровозной тяге, что из-за недостаточной вентиляции приводило к трудностям дыхания пассажиров. Но метро в Лондоне быстро стало популярным, поскольку являлось самым быстрым транспортом.

Первый локомотив Лондонского метро

Изначально тоннели строили траншейным способом (вырывали ров, затем оборудовали железнодорожные пути, устанавливали кирпичный свод и засыпали траншею), но затем от такого способа отказались, так как это приводило к сносу зданий наверху и затруднению передвижения по дорогам.

Постепенно метро в Лондоне расширялось, появлялись новые линии и станции, предпринимались поиски решений для оптимизации его работы, а также, что стало одним из факторов сложностей строительства и запутанности линий, менялось руководство метрополитена.

Разные начальники и структуры, не согласовывая своих действий, стали причиной многих до сих пор непонятных лондонцам конструкций и географии движения поездов.

Так в конце XIX века строилось лондонское метро.

С именем Чарльза Йеркса в Англии связывают небезуспешные попытки каким-то образом объединить до того момента хаотичную систему Лондонского метрополитена. Благодаря ему появилось сообщение между разобщенными участками метро.

Управляющим Лондонского Метрополитена в то время работал Фрэнк Пик, которого отличал дизайнерский талант. Он разработал узнаваемые во всем мире символы, логотипы, а также заказал создание облегченной для восприятия карты метро Лондона, усовершенствованный вариант которой используется и сейчас.

В годы Второй мировой войны подземные станции играли роль бомбоубежищ, здесь же располагались центральная аппаратная ПВО, оборудовано убежище и кабинет Уинстона Черчилля, а на некоторых станциях производились запчасти для техники. После войны модернизация и развитие метро в столице Англии продолжилось.

Сейчас отвечает за весь общественный транспорт в Лондоне, в том числе и метро, организация «Transport for London». В числе прочих она выкупила и «London Underground Limited».

Карта лондонской подземки

Сейчас метро в Лондоне насчитывает 11 линий, чуть менее 300 станций и около 400 километров путей. 4 линии метро расположены на небольшой глубине, остальные 7 – глубокого заложения. Станции на линиях глубокого заложения расположены выше туннелей, что позволяет экономить расход энергии, т.к. поезда во время ускорения движутся с горы, а во время торможения – в гору.

Рассматривая вопрос о том, сколько человек ежедневно пользуется подземным транспортом в столице Англии, можно найти внушительные данные о пассажиропотоке в 3 миллиона человек.

Открывается метро в Лондоне примерно в 05-30 утра, однако некоторые поезда выходят на линию уже в 04-45. Закрывается метрополитен примерно в 01-00. Круглосуточно работает подземка лишь в дни больших праздников или международных событий, например, церемонии открытия и закрытия Олимпиады в 2012 году.

Круглосуточно метрополитен работать не может, поскольку большинство линий имеет всего по два пути (туда и обратно), а техническое обслуживание и минимальная уборка необходимы каждую ночь.

Рассматривая вопрос, сколько стоит лондонское метро, можно найти варианты экономии, если поездка в столицу Англии длится около недели или больше. Однако для путешественника-новичка не так все просто с расчетом стоимости проезда.

В Лондоне выделяют 6 транспортных зон, за пределами столицы Англии линии метро продолжаются, поэтому зон еще больше.

От количества пересекаемых зон (между пунктами посадки и назначения) и зависит то, сколько будет стоить поездка в метро.

Для большинства туристов, которые посещают в основном центр Лондона, одна поездка обойдется почти в 4,5 фунта, если разово приобретать билет. Можно приобрести неограниченное число поездок в течение дня, что обойдется в 7 фунтов, однако нельзя будет передвигаться в метро в час пик.

В любое время суток, даже в час пик, можно передвигаться с билетом за 8,5 фунтов.

Тем, кто предпочитает экономить, лучше приобрести специальную смарт-карту «Oyster card». Она стоит 5 фунтов, которые возвращаются, если вы вернете ее по окончании своей поездки в Англию. Положить на нее можно сколько угодно средств, однако власти поощряют пользование такими карточками и значительно снижают стоимость проезда по ним.

К тому же картами можно расплачиваться и в наземном транспорте. Самостоятельным туристам выгодно приобрести недельный безлимитный билет «Travelcard», который стоит около 30 фунтов.

Смарт-карта «Oyster card

Если заранее разобраться, то можно обойтись без паники в огромном и запутанном Лондонском метрополитене и даже насладиться пребыванием в этом знаменитом месте Англии.

Увидеть на улице Лондона вход в подземку очень просто. Там используется узнаваемый во всем мире красный круг с синей полосой, на которой написано «Underground». При входе на станцию есть автоматы для покупки билетов и кассы с сотрудниками метро.

Практически везде дежурят работники станций, которые смогут помочь в покупке билета или подскажут, в каком направлении нужно двигаться. Как и в московском метро, для спуска в подземку нужно приложить карточку к желтому кругу турникета или просунуть бумажный билет в специальное отверстие.

По карте, дизайн которой считается совершенным, легко отыскать нужную станцию подземки и место пересадки в случае необходимости. Карту раздают бесплатно в гостиницах, а также она есть на каждой станции метро и в самих поездах.

В Лондонском метро

На платформах есть таблички со всеми станциями этой ветки и нужным направлением. Но некоторые станции принимают поезда разных веток метро, поэтому нужно следить за электронным табло, где указывают время прибытия и конечный пункт прибывающего поезда. В принципе, все как в наземном общественном транспорте: ждем свой номер поезда и отправляемся в путь.

В случае необходимости пересадки действуем, как в московском метро: выходим на нужной станции и следуем за указателями, висящими под потолком.

Выходя из подземки, опять нужно приложить свой проездной документ к турникету. Так рассчитается стоимость поездки, исходя из пункта начала движения и конечной станции.

Сколько бы ни было станций, веток метро и разных особенностей передвижения в нем, в целом можно сказать, что подземка в Лондоне – один из самых удобных способов передвижения по этому огромному городу без его многочисленных пробок и ожидания под дождем.

Источники:
Лондон — первое метро в мире
Статьи о метрополитене России и всего мира. Узнайте больше о строительстве станций метро на страницах информационного портала «Подземный эксперт».. Статьи о строительстве метро, поземных переходов, автомобильных развязок на портале ПОДЗЕМНЫЙ ЭКСПЕРТ
http://www.undergroundexpert.info/metropoliteni/item/1398-londonskoe-metro
Лондонский метрополитен
Лондонский метрополитен Вот уже полтора века метро, перевозящее за день до нескольких миллионов человек в различные точки города, минуя пробки, воспринимается нами как неотъемлемая часть
http://proezdmetro.ru/247.html
Подземка в Лондоне история и особенности Лондонского метрополитена
Метро в Лондоне и история его создания. Что из себя представляет современный Лондонский метрополитен? Сколько стоит проезд в метро и как можно сэкономить? Как
http://englishgid.ru/o-strane/transport/metrolondona.html

COMMENTS